dok_zlo (dok_zlo) wrote,
dok_zlo
dok_zlo

Category:
  • Mood:

Великолепная статья! Нравственные аспекты платной медпомощи



Я уже кратко писал на темы платной и бесплатной медицины , здесь - Как ходить к врачу и не обижаться на него потом.
Старался осветить прежде всего практические вопросы не касаясь морально-этических. Но сегодня нашлись ответы и на эти вопросы. К сожалению весь текст не пропускает ЖЖ, по этому выдержки со ссылкой...
Копирование в дружественные журналы приветствуется.

Проф. О.Е. Бобров
Уже не "апрельские тезисы", но еще и не программная статья

Самый неблагодарный труд тот,
за который получаешь только одни благодарности.

В сознании миллионов граждан прочно зафиксировано всеобщее право на получение бесплатной медицинской помощи. В Украине это положение декларировано ст. 49 Конституции. По сути - это правовое выражение этиче-ского принципа справедливости в распределении медицинской помощи. В ХХ веке общество пришло к понима-нию того, что охрана здоровья должна быть правом человека, а не привилегией для тех, кто себе это может по-зволить. По современным взглядам ведущих теоретиков биоэтики, системы здравоохранения, которые реально не обеспечивают доступность медицинской помощи для всех граждан, не могут считаться справедливыми.

Но так ли это на самом деле?
............................................................
Собственностью и достоянием врача являются его знания, профессиональные навыки и способность к труду. Поэтому долг врача оказать помощь в свою очередь предполагает обязанность общества в соответствии с так им любимым принципом справедливости достойно вознаградить его за проделанную работу. Если врачу за его вы-сококвалифицированный труд не платят зарплату вообще или платят нищенскую зарплату, которая ниже возна-граждения уборщицы в офисе сомнительной фирмы, то это является разновидностью социальной несправедли-вости.
...........................
В "Справедливых законах, которые великий и справедливый царь Хаммурапи установил на пользу и добро слабых, больных, вдов и сирот" - указано - "…если операция катаракты была успешной, то врач получал от больного 10 шекелей серебра" (1 шекель = 8,4 г). Сумма по тем временам огромная, составляющая годовой до-ход обычного работника. Так что врач знал, за что он работал.
......................................................................................
Так что публикации во "Враче" поддержали те медики, которые четко увидели в низвержении авторитетов возможность расширить свою практику за счет устранения конкурента. Они то и стали пятой колонной врачеб-ного клана. В основном это были те, кто не смог прославиться и добиться материального благополучия успеха-ми в медицинской практике и науке. Единственным выходом для них стала возможность прославиться, создани-ем образа страдающего за больных бессребреника. В ход пошли все способы, в том числе и вытаскивание на по-теху неподготовленной публике случаев диагностических и лечебных ошибок вчерашних кумиров, наклеивание им ярлыков "погрязших в роскоши мздоимцев" и т.п.

Немногочисленные трезвомыслящие граждане, понимавшие, что "хорошее не бывает дешевым", не поддержа-ли Манассенина и К о . В основном это были представители школ Боткина и Захарьина. В ответ на нападки и обвинения врачей в стяжательстве они пришли к выводу, что понятие "гонорар" иное, чем понятие "жалованье" ("заработная плата"). Гонорар - это не только стоимость работы и оценка социального статуса врача, но и отра-жение возможностей и социального статуса пациента. Так что каждый покупает то, что может себе позволить, и, обращается к тому, кто ему материально доступен. А заниматься или не заниматься благотворительностью - личное дело врача. Кто-то от рождения альтруист и филантроп, а кто-то - чистый прагматик.

............................................................................................
Вересаев приводит еще один показательный пример - "В газету "Сын отечества" обратился господин с требованием "пропечатать" врача, подавшего на него в суд за неуплату гонорара. "Да отчего вы не заплатили ему?" - спросил газетчик. - "Да так, знаете, - праздник подходит, дачу нанимать, детям летние костюмчики, ну все такое прочее"...

Вот оно, оказывается, как. Врач должен быть бескорыстным подвижником, ну а остальные, важные лица, будут за его счет нанимать себе дачи и веселиться на праздниках".

.............................................................................................................................
"Врачебныя этическия пра-вила" - Составленныя комиссіей, избранной Обществом Кіевских Врачей и утвержденныя имъ в заседании 7-го октября 1889 года. Эти правила были подписаны Председателем Комиссии, президентом Общества Киевских Врачей профессором Н. Хржонщевским, и, регламентировали практически все стороны врачебной деятельности.

В разделе Б. - "Требования врачей от публики" п. 10 гласил - "Врачи вправе требовать, чтобы больные ува-жали их труд, оберегали их время и силы и не злоупотребляли последними без особенной нужды ", а п. 12 прямо указывал на достойное отношение к врачу - "Врачи могут по справедливости требовать, чтобы без особой на-добности их не приглашали внезапно, особенно ночью, кроме того, даже в случае подобной необходимости, больные должны обращаться по преимуществу к постоянно пользующим их врачам или в ночные врачебные дежурства, равно как и в акушерскую клинику. Больные должны, по возможности, посылать за врачом раньше часов его выезда для того, чтобы врач мог распределить свое время. Приглашения должны быть по возможно-сти, письменными с обозначением точного адреса".

Особый интерес представляет раздел В. - "Вознаграждение за труд". Цитируем его по первоисточнику без купюр и комментариев:

13. Врачи имеют полное право требовать вознаграждение за всякий исполненный ими врачебный труд.

.............................................................................................

16. Гонорар за операцию, равно как и приглашение врача в отъезде и гонорар за это, устанавливаются по осо-бому взаимному соглашению.

17. Если приглашенный врач осмотрел более одного больного, то при определении гонорара врачу должны приниматься во внимание и эти больные.

18. Ночные визиты, сделанные по приглашению больного, должны быть оплачиваемые, считая для таковых время от 9 часов вечера до 7 утра.

19. Врач должен отказаться от вознаграждения за помощь товарищу врачу и его семейству, что уже давно ос-вещено обычаем.

Изучение текста этих "Врачебных этических правил", действовавших в Киеве каких-то 100 лет назад вызывает чувство белой зависти. Наши предшественники по врачебному клану не только умели уважать себя, но и умели требовать должного отношения к себе общества, которому служили .

А как же иначе?

Любое сотрудничество должно быть обоюдовыгодным. Иначе это уже не сотрудничество, а использование.
Hадеюсь, что любой, мало-мальски образованный человек в курсе, что прецедентов "бесплатной" медицины за последние 10 тысяч лет практически не было. Если отбросить декларации и различные формы взаимозачетов (оплата продуктами, обучение и содержание лекаря за счет деревни и т.д.), то впервые прецедент появился при-мерно 35 лет назад "в отдельно взятой стране". Именно 35, а не 80, как считают многие.

Hадеюсь, все помнят эпизод из "Доктора Живаго", когда к женщине в критическом состоянии он согласился из любезности поехать ночью, оговорив предварительно вопрос оплаты в виде комода, с доставкой силами род-ственников пациента. Второй эпизод оттуда-же - как в Сибири он не мог отучить местное население за консуль-тации приносить продукты (в которых не нуждался, т.к. жил на содержании у атамана бандитов-партизан). Мо-жет быть, с образованием мощного государства, что-то изменилось?

...................................................................................................
Начало создания "бесплатной" медицина в СССР, в том виде, как она существовала до последнего времени, было положено в 60-е годы ХХ века усилиями "великого реформатора", засевавшего Заполярье кукурузой и обещавшего через 20 лет коммунизм. Разумеется, при коммунизме, ни о какой плате за лечение, образование, охрану безопасности и имущества и т.д. речи идти не могло. Но все же врачам установили зарплату, превышаю-щую среднестатистическую (начинающий врач получал, с учетом дежурств, рублей 160-180, в отличие от на-чинающего инженера, получавшего 115), и "строго" наказывался за поборы.

Кроме того, государством осознанно (с помощью продажной пишущей братии, готовой писать под любой со-циальный заказ) создавался лубочный морально-этический образ врача - человека благородного, бескорыстного, некую пародию на средневекового монаха. Всех это устраивало, и за последующие годы все к этому привыкли.


***


А справедливо ли общество по отношению к врачам?

Ответ дает классик - патриарх кардиохирургии Н.М. Амосов в своем реквиеме - "Голоса времен" (1998).

Клиника Корфера в маленьком городке Бед-Оэнхаузен, недалеко от Дюссельдорфа.

"… 4-5 тысяч операций в год - шунтирование и замена клапанов (наряду с десятками пересадок сердца и дру-гими сложными вмешательствами, и смертность 1-3%. Оперируют в любом возрасте…. Операции, разумеется, платные - 40-50 тысяч марок.

Я восхитился, но, даже не подумал - "Вот бы мне!". Ехать так далеко… Денег нет…

Отправили факс Корферу, поговорили с ним по телефону и через день получили официальное разрешение: приезжайте, стоимость операции 44 000 марок. … По телефону договорились с Корфером, что "примут в кре-дит", но это - на несколько дней.

Своих денег у меня было около 6000 долларов - накоплены за пять лет на случай смены стимулятора, ценой большой экономии, гонораров, стипендии от Сороса".

Огромные средства заработал отец кардиохирургии Украины за всю свою трудовую жизнь. Их не хватало да-же на продление его собственной жизни!!! Может быть прав был Т. Бильрот, когда оценил достижения своей карьеры - "Мало радости дала мне хирургия".

Символично и окончание книги великого бессребреника - "Мой эксперимент закончен!"


.............................................................................................
С другой стороны, профессиональная этика подложила медикам большую свинью. Законодатель, чиновники и начальство активно используют клятву Гиппократа, чтобы морочить медикам голову - дескать - "поклялись - терпите". Хотя клятва Гиппократа - не кодекс врача-бессребреника.

Полный текст здесь - http://forum.vkostrome.ru/lofiversion/index.php?t3943.html
Tags: Врачебное
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 77 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →