
Вы начинали с конца 60-х. В СССР секса нет, слова «эротика» и вовсе не знали. Присутствовал ли страх, что могут посадить?
Были ли какие-либо сложности?
- Нет, не было.
Я снимал не голую бабу. Я снимал голого человека.
А это - его высшее проявление. Я снимал одну женщину, партийного сотрудника, работала в торговле. За мою фотографию обнаженной на стуле сняли тогдашнего редактора «Журналиста» Яковлева. Ему приписали пропаганду порнографии.
Я у него спросил, разве ты не мог доказать, что она не голая?
Там не видно ни груди, ничего другого!
Фотография обнаженной натуры для меня - формотворчество.
Создаю форму, которая меня трогает. Здесь - масса возможностей.
Формотворчество порождает ценность визуального чуда.
Но это должно быть сотворено с умом!

- Вы «выросли» на пленке, для Вас это родной язык и материал.
Сейчас Вы снимаете и «цифрой»…
- Цифра привела к тому, что работать стало легко.
И эта легкость работы делает фотографа ленивым.
Он много снимает в надежде, что что-то получится. Это вредный шаг.
Когда приступаешь к съемке, надо быть нацеленным на максимальную выразительность. А тут это не работает. Фотограф просто щелкает, а не работает.
Когда у тебя есть мало кадров - надо думать, нагнетать обстановку
и тогда нажимать на спуск.
Я еще не использую цифру для художественных целей.
Она виртуальна. Нет материала. Фотография на экране - это не фотография.
Я верю той фотографии, которую можно положить на полку.
Сохранить в музее. Цифра - это адский труд. Обработать в фотошопе…
Мне говорят, что мол я в лаборатории делаю то же самое.
Но тут я вижу весь процесс в материале. А цифра - это в виртуальной среде.
Цифру можно печатать на принтере, но фотография выцветет через пять лет.
А искать печать и бумагу с гарантией на 100 лет - это очень дорого.
Что еще важно.
При печати пленки можно делать копии, но они будут отличаться одна от другой.
Когда я добиваюсь того, что мне нравится - я подписываю копию.
Если кто-то другой будет печатать с моих негативов,
но на отпечатках не будет моей подписи - это уже будут не мои фотографии.
А в цифре можно штамповать абсолютно одинаковые отпечатки!
Еще - есть фотография, есть изображение.
Фотография - висит на стене.
А то, что отснято и выслано в редакцию - это изображение.
Фотография - это законченная вещь.
И высшая форма ее существования - фотография как предмет искусства.
То, что творит техника - это чудо! Но не факт, что это надо.
В то же время сейчас рождается новое.
И надо перенять фотографические традиции.
Большую роль будет играть то, о чем уже говорили - визуальный язык.
Это может длиться 50-100 лет…
Мы говорим литературным языком, но фотография как визуальный язык - ярче!
И мир преобразуется…"Не Не вкладывайте деньги в дорогие фотокамеры, вложите их в саморазвитие. Шедевры создает не камера, это делает человек."
Г. Бинде
Гунарс Бинде - один из самых знаменитых фотографов Латвии. Работы Бинде уже стали классикой отографии. Гунарс Бинде (1933 год) професионально работает с 1964 года. С 1959 года по 2004 год у него были организованы 35 персональных выставок в таких странах как Латвия, Эстония, Литва, Грузия, Чехия, Австрия, Германия, Балгария, Россия и Польша. Его работы можно увидеть не только в Латвийском музеи фотографии но и в Национальном музеи Франции в кабинете Эстампа, в фотокабинете В. Хенгла в Австрии (коллекция, из примерно 40 работ).
Работы Бинде украшают коллекции любителей фотографии в Латвии, США, Аргентине, Литве, Эстонии, России, Германии, Франции, Нидерландах, Польше, Австрии.
Гунар Бинде - фотограф мирового масштаба. Человек, который посвятил себя человеческим душам. Он как волшебник смотрит в глаза, а видит сердце.
Бинде – среди тех немногих, кто начал проламывать стену лицемерия и расширил взгляды общества на самое себя.
Каждая его фотография - целая жизнь.
Художественные приемы Бинде использовал и по-прежнему использует самые разные.
Основное оружие людей, которых мы видим на его фотографиях - мимика и жесты.
Работам Гунара присуще еще одно «очевидное-невероятное» качество. Он нередко показывает драматическое, потрясающее. Это в его характере – высказываться, не задумываясь о последствиях. В его снимках несомненно есть что-то от стремления автора мчаться вперед, упрямо настаивать на своей точке зрения. В то же время они – очень тихие, или – общаются в тишине и молча. Кажущееся противоречие объясняется просто. В снимках Гунара есть духовное пространство. Это дает зрителям возможность остаться наедине с каким-то духовным процессом в себе. Можно сказать, на расстоянии интимной близости.
Гунар стреляет фотоаппаратом прямо в душу.
Г.Бинде – автор более 30-ти персональных выставок в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Норвегии, России, Литве, Эстонии, Дании, Болгарии, Грузии, Украине; участник более 200 групповых выставок, обладатель более 30 наград (среди них 2 Гран-При и 4 золотых медали). Фотографии Г.Бинде хранятся в музеях Парижа, Дании, Латвии и др. и частных коллекциях по всему миру.
Но мало кто знает, что он еще и коллекционер. Правда, и тут он «в своем репертуаре»: собирает фотоаппараты.
"Fight" 1971
"Augusts Upitis" 1997
"Anatols Imermanis" 1978
"Girl with a cross"
"From the series Heliography" 1985
"Linda" 1990
"Portrait of a poetess" 1968
"Pteris Ptersons" 1971
"Психологический портрет"
"Гунар Бинде " автор ГАРИК АВАНЕСЯН
Journal information