dok_zlo (dok_zlo) wrote,
dok_zlo
dok_zlo

Categories:

Хирург модель Тулуз-Лотрека

 Начало хирургии желудка связывают с именем французского хирурга Пеана, который в апреле 1879 года произвел первую резекцию желудка у человека по поводу раковой опухоли антрального отдела, резециро­вав антральный отдел Пеан восстановил непрерывность желудочно-кишечного тракта сшиванием культи желудка с 12-перстной кишкой. Больной умер на 5-е сутки. Пеан назвал выполненную им операцию гастрэктомией.

Дата рождения: 21 ноября 1830

Дата смерти:    30 декабря 1898 (68 лет)

Место работы:  Больница Святого Антония, Париж, Франция

Альма-матер:    Парижский университет

Известен как один из основоположников современной абдоминальной хирургии и гинекологии.

Студент Жюль Пеан был статным красавцем, необычайной физической силы юношей, одинаково  азартно предававшимся учениям и радостям студенческой жизни. Может, отчасти от этого, его изучение медицины в  Парижском Университете растянулось на долгие 10 лет. Только в 1861 году, в возрасте 31 года, Пеан  был назначен врачом в больницу в Сент-Антуане, в которой неизменно проработал 32 года.
Уже в самом начале своей врачебной деятельности Пеан сыграл важную роль в развитии хирургии. Он изобрел в 1862 году кровеостанавливающий зажим, который  до сих пор используется в операционных залах по всему миру.    
  В 1874 году Пеан был назначен главным хирургом больницы Сент-Луиса. Он пишет: "Элементы патологической хирургии "в 1875 году, "Уроки  клинической хирургии "в 1876 году, и в 1877 году книгу по использованию  своего кровеостанавливающего зажима.




Пеан занимался рядом актуальных проблем хирургии брюшной полости, общей хирургии и оперативной гинекологии. Он предложил разрез, проводимый в поперечном направлении от наружного края прямой мышцы живота к позвоночнику; этот разрез применялся при внебрюшинном оперативном доступе к почке (разрез Пеана). Первым в мире он произвел (1879) резекцию части желудка при раке (операция, однако, окончилась летальным исходом). Одним из первых в мире он успешно осуществил овариэктомию (1864) и операцию удаления селезенки (1867). Он производил также трепанацию для удаления опухолей мозга в психомоторных областях. Ему принадлежит применяющаяся главным образом для вскрытия абсцесса или при эхинококкэктомии хирургическаяоперация рассечения легкого с предварительным подшиванием висцеральной плевры к париетальной непрерывным кетгутовым швом (пневмотомия Пеана-Ру). В 1893 году Пеан первым в мире самостоятельно изготовил искусственный плечевой сустава, который был имплантирован  в плечо французского официанта в 1893 году. Имплантат  функционировал в течение двух лет, после чего был удален из-за инфекции. Жюль Эмиль Пеан на собственные средства  построил больницу в Париже, которая до настоящего времени носит его имя. Улица Rue P;an (улица Пеана)  в Шатодене  названа в его честь. 

Тулуз - Лотрек  Анри де Тулуз-Лотрек   
  (1864–1901)

     (Toulouse-Lautrec, Henri de) , французский живописец, рисовальщик, литограф. Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа родился в Альби 24 ноября 1864. Принадлежал к одной из самых древних аристократических семей Франции. В отрочестве сломал обе ноги и он остался калекой. Лишенный возможности вести традиционный для провинциального дворянина образ жизни, решил посвятить себя живописи. 

В 1884–1885 Лотрек переехал на Монмартр, который был тогда центром парижской художественной жизни, где прожил практически до конца дней. Здесь он находил сюжеты для большинства работ: кабаре и танцзалы («Диван Жапоне», «Мулен де ла Галетт» и особенно «Мулен Руж»); среди его моделей были танцовщицы Ла Гулю и Жана Авриль, певец и композитор Аристид Брюан, певица Иветт Гильбер и многие другие. Лотрек оставил после себя огромное наследие. Он создал множество цветных рисунков, посвященных цирку и циркачам, рисунки и литографии с изображениями велосипедистов, жокеев и других спортсменов, портреты выдающихся актеров и актрис, в том числе Сары Бернар, и знаменитую серию картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц. Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.

Лотрек, которого привлекала медицина (если бы не болезнь, он, вероятно, стал бы врачом), и раньше встречался со многими коллегами Пеана.  Молодого художника особенно привлекала хирургия. В его руках кисть и карандаш так часто превращались в скальпель, что его тянуло к хирургическому ножу. Он увлекся Пеаном, этим геркулесовой силы человеком, манипулировавшим скальпелем с ловкостью виртуоза.

Пеану шел шестьдесят второй год, и он находился в зените славы. Доктор приезжал в коляске, запряженной парой гнедых, с кучером и лакеем в обшитой позументами ливрее. По больничным коридорам Лотрек ходил за Пеаном по пятам.

В операционной, устроившись как можно ближе к столу, Лотрек с огромным вниманием наблюдал за тем, как Пеан с необыкновенной ловкостью рассекал ткани, продолжая в то же время театрально рассуждать на самые разнообразные темы. 

 Лотрек впивался в его руки  - руки Пеана, которые работали с такой легкостью, быстротой и точностью! Все в хирурге интересовало, увлекало Лотрека.  Его смелый и творческий талант, который особенно проявлялся в трудную минуту, его бьющая через край жизненная энергия завораживали художника.

 Лотрек  был в восторге от торжественности хирурга, его любви к помпезности (он оперировал во фраке, лишь повязав вокруг шеи салфетку), его светской болтовни.

Операция, которая на многих производила гнетущее впечатление, совершенно не трогала Лотрека, и он видел в ней занимательный спектакль. Он рисовал Пеана во всех позах: болтающим, вытирающим себе лоб, в три четверти, со спины. Спина Пеана, по мнению Лотрека, была особенно выразительна и напоминала спину ярмарочного борца.
Он уже сделал десять, пятнадцать, двадцать, тридцать рисунков - и все продолжал рисовать. Написал две картины: "Операция Пеана" и "Трахеотомия". 
Лотрек любил смотреть, как "кромсают" больного, и не скрывал этого. Но он относился к операции как к цирковому номеру - его увлекала ловкость Пеана, его безупречная работа. 
Впрочем, чистота операционной и хирургических инструментов восхищала его не меньше, чем "тщательная работа" хирурга, хотя Лотрек, смеясь, и утверждал, что Пеан при операции все-таки менее искусен, чем Шарль, метрдотель ресторана "Дюран" на площади Мадлен, когда тот разделывает утку.
Цинизм? Нет.  Хирургии чужды сантименты. И Лотрек смотрел на жизнь тоже без сантиментов. В своем творчестве Лотрек никого не одобрял и не порицал. Он просто фиксировал. Он держался как зритель. Тело лучше всего раскрывает свои тайны во время болезни, жизнь обнажается наиболее откровенно в разложении.
Кабаре и публичные дома – вот анатомический театр Лотрека».

Из книги  Анри Перрюшо«Жизнь Анри Тулуз-Лотрека», 1990 г




отсюда
Subscribe
Buy for 200 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments