dok_zlo (dok_zlo) wrote,
dok_zlo
dok_zlo

БОЛЬНОЙ ВРАЧ НА ПРИЕМЕ. ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?


Не навреди

Когда Гиппократ призывал врачей "не навредить", он, наверное, все же не имел в виду, что врач с кашлем и насморком должен остаться дома, вместо приема пациентов. Однако слишком часто можно встретить больного простудой врача, в самой заразной фазе болезни, ведущего прием пациентов у себя в офисе.
Доктор Ronald M. Wyatt вспоминает, как однажды, много лет назад, страдая от тяжелого гриппа, все же поплелся на работу. "У меня была температура выше 39 градусов, выраженный озноб, и мне даже было больно прикасаться к волосам на голове", - вспоминает он. "Однако я упорно принимал пациентов и выписывал рецепты. Моя медсестра пыталась заставить меня вернуться домой, но я не соглашался. Наконец, пришел старший врач смены и настоял на моем возвращении домой.
Доктор Уайт, который сейчас является медицинским директором отдела совершенствования здравоохранения в своей больнице, говорит, что до сих пор такой сценарий является крайне распространенным. Он считает, что презентеизм (выход на работу в состоянии болезни, сопровождающийся снижением качества труда и увеличением затраченного на него времени) является очень частым явлением и серьезной проблемой во врачебной среде.
Многие врачи сообщают, что презентеизм прямо таки свирепствует в медицинской среде.
«Я и мои коллеги проводили опросы врачей, ординаторов и интернов. Мы обнаружили, что почти 100% респондентов согласились, что они приходят на работу с простудой, и более чем треть из них сообщили, что пришли бы на работу даже с подтвержденным диагнозом гриппа», - говорит доктор Heather Reisinger. «Это явление принимает масштабы эпидемии», - считает она.
Почему врачи игнорируют те рекомендации, которые сами же дают своим пациентам: «оставайтесь дома во время болезни»?
Тому есть несколько причин: они боятся прослыть «слабыми», не справляющимися со своей нагрузкой; ими движет страх потерять в зарплате из-за пропущенных дней; они также боятся доставить неудобства коллегам, график которых будет резко изменен, а нагрузка возрастет – в связи с отсутствием одного из врачей на своем месте.

Проблема «неуместной самоотверженности»

"Когда студент учится в медицинском институте, он должен пройти определенный учебный план, который рассчитан на сильных студентов. Неписаные правила гласят, что если вы поддались болезни – то вы слабы, и ваша возможность стать врачом – сразу ставится под сомнение", - говорит доктор Уайт.
Беспокойство прослыть слабыми – находится не только в плоскости низкой самооценки. Существуют и более материальные последствия пропуска занятий. Студентам, которые пропустили занятие даже по уважительной причине – преподаватели склонны ставить заниженные оценки. В результате – студенты приходят на занятия с весьма тяжелыми симптомами простуды, даже когда у них есть все основания остаться
Привычка к такой формуле мышления – сохраняется у врачей даже после получения диплома и сертификата. Многие зрелые врачи продолжают считать себя "слабыми" или "непригодными", если им приходится пропускать работу по болезни, даже в тех ситуациях, когда они не испытывают ни малейшего давления от начальства за эти пропуски.
Но является ли страх прослыть «слабым» - ведущей причиной того, что больной врач плетется на работу? Ответ: нет.
Доктор Anupam B. Jena говорит: "Более половины опрошенных мной респондентов сообщили, что как минимум один раз пропустили работу за прошедший год по причине болезни, но лишь 12% указали, что при этом они стыдились своей слабости".
По его данным, двумя самыми важными мотивациями для выхода на работу во время болезни, являлись: беспокойство о пациентах, которые не смогут попасть на прием, и озабоченность по поводу резкого возрастания трудовой нагрузки на коллег. Доктор Jena назвал этот феномен «культурой неуместной самоотверженности».
Дополнительным фактором является то, что отсутствие врача на рабочем месте неизбежно приводит к «бюрократическому кошмару»: необходимости экстренно перезаписывать пациентов на другие даты и/или к другим врачам, запись к которым итак переполнена (что неизбежно приводит к недовольству пациентов), к отмене или задержке приема пациентов, которые ждали этого визита несколько недель или месяцев, и тд.
Но нежелание оставлять в беде своих пациентов или добавлять трудностей своим коллегам – это лишь одна сторона медали. Обратной стороной является то, что мы подвергаем пациентов и коллег риску заражения инфекционным заболеванием, причем этого риска – легко можно было избежать.
Врачи должны побороть эту свою патологическую привычку, и перестать пренебрегать своим здоровьем, и риском заражения других людей. Пора научиться задавать себе правильные вопросы: «Я действительно плохо чувствую себя сегодня?», «Что заставляет меня идти сегодня на работу, вопреки болезни?», «Насколько важно мое присутствие на работе сегодня?»… Это тот внутренний диалог, который является первым шагом к принятию столь сложного для врача решения – остаться дома, поболеть несколько дней и вернуться на работу уже выздоровевшим и незаразным.

А как определить, действительно ли врач болен?

Какова тяжесть болезни, которая была бы достаточным основанием для пропуска трудового дня? Может быть, вам нужно оказаться при смерти, чтобы согласиться с тем, что на работу сегодня идти все же не стоит? Или достаточно иметь легкое саднение на задней стенке глотки? В отсутствии строгих рекомендаций – эти вещи предоставлены на рассмотрение самому врачу, который, как мы уже поняли, весьма далек от объективности в этом вопросе.
"Если я чихаю и кашляю, но температура моя ниже 38 – я выхожу на работу", - сообщает один из опрошенных врачей. Другой врач и вовсе говорит: «Лихорадка не заставит меня остаться дома. Я буду носить маску на лице, часто мыть руки с мылом и обрабатывать их дезсредствами, и не буду касаться дверных ручек. Я буду держаться подальше от пациентов, во все время, когда не выполняю процедуры».
На первый взгляд это может показаться паралогичным, однако это факт: большинство врачей применяют к себе совсем иные стандарты, нежели к своим пациентам. В частности, если врач не видит у себя септических симптомов, выраженного ацидоза, или не испытывает лекарственно-индуцированной нейтропении, он считает себя «недостаточно больным» и способным идти на работу.
Совершенно очевидным является тот факт, что инфекционные заболевания врачей, такие как грипп или норовирусная инфекция, непосредственно угрожают здоровью их пациентов и коллег. Однако вовсе не одни лишь инфекционные болезни у врача – являются опасными для пациента. Если врач страдает выраженной мигренью, или тошнотой, или он сильно обезвожен, или у него болит спина – то сможет ли он принимать трезвые и взвешенные решения в течение рабочего дня? Доктор Уайт описывает случай, когда врач испытывал приступ почечной колики и все равно не прекратил прием пациентов. Можно ли считать решения такого врача компетентными и объективными?
Врач, который отвлечен собственной проблемой – может делать опасные ошибки, выносить неверные суждения. Он также может спешить с осмотром и вынесением решений, чтобы поскорее закончить работу и уйти домой. Все это значительно повышает риск врачебных ошибок, которые могут стать весьма опасными для пациента, и обернуться против самого врача судебной тяжбой.
Доктор Уайт настаивает: «Это чистейшей воды непрофессионализм в медицинской среде, такое поведение ставит под угрозу интересы пациентов».

Правила для болеющих врачей

"Такое чувство, что этот вопрос дан на откуп самим врачам: решайте, голубчики, сами - как бороться за право врача лечиться дома, и как при этом найти баланс между интересами врача и его пациентов", - говорит доктор Ofri. "Но на самом деле - это чисто административный вопрос".
«Многие больницы прямо или косвенно чинят препятствия врачам, и исподволь понуждают их выходить на работу во время болезни. Например, во многих местах сложилась такая практика, что врач должен отработать определенное количество смен в год, соответственно если он болел, то его последующая нагрузка возрастает», - говорит доктор Diekema.
Врачи соглашаются, что решение этой проблемы должно исходить от руководства. Например, администраторы крупных медицинских учреждений – имеют куда больше возможностей искать замену заболевшему врачу, чем учреждений, в которых работают 1-2 врача. «Руководители должны начать с четкого заявления: вы не должны приходить на работу больными, мы не будем наказывать вас за это», - утверждает доктор Уайт.
Разумеется, такое обращение прежде потребует грамотного планирования тактики поведения при каждой внештатной ситуации. Например, если вы единственный сердечно-сосудистый хирург в небольшой больнице маленького городка, то на случай вашей болезни у руководства должен быть четкий план перевода ваших пациентов в более крупное медучреждение. Врачам, возможно, потребуется принять участие в разработке таких тактик, потому что администраторы могут не знать многих медицинских тонкостей замены врача внутри одной больницы, или перевода пациентов в другое отделение.
Эксперты предлагают ряд советов врачам, которые позволят снизить негативные последствия в случае их болезни. Вот некоторые из них:

  • Эффективно используйте ваших подчиненных. Обучайте свою медсестру или помощника работе со срочными, но несложными пациентами. Они должны также уметь выявлять несрочные случаи и переносить их на более позднюю дату. Уметь выявлять пациентов со срочными и сложными проблемами, и направлять их в отделения неотложной помощи.

  • Имейте канал информирования пациентов обо всех экстраординарных ситуациях. Незамедлительно предупреждайте их о своей болезни, чтобы они могли заранее изменить свои планы и записаться к другому врачу.

  • Откладывайте деньги на «черный день». Ваше заболевание может стать для вас причиной недостатка денежных средств. Чтобы ваш личный бюджет не оказался настигнутым врасплох – у вас должен быть некоторый запас средств для таких случаев.

Выводы

Как говорится, самый плохой пациент – это врач.
Принимайте меры, которые снижают риск болезней. Своевременно вводите себе вакцины против гриппа. Носите маски, халаты и перчатки, используйте дезинфицирующие средства для рук, когда это необходимо, особенно при лечении заразных больных. Соблюдайте гигиену. Не забывайте о качественном отдыхе и регулярных физических упражнениях, правильном питании и закаливании.
Если вы не позаботитесь о себе, то кто сделает это? И помните, когда вы больны – вы не способны работать в полную силу, и из-за этого могут пострадать все: и ваши пациенты, и ваши коллеги, и вы сами.
Крепкого вам здоровья, коллеги! Виа


Tags: Врачебное, самокритика
Subscribe

Posts from This Journal “Врачебное” Tag

  • Ветрянка

    Ниже довольно грамотные рекомендации педиатра, детского инфекциониста. Все равно не понимаю почему заболевание с известной этиологией и наличием…

  • Зостер и вакцинация

    .... Предотвратить заболевание можно путём иммунизации, с 1974 года доступно несколько составов ЖИВОЙ ослабленной вакцины на основе штамма Oka…

  • Доза мази

    Да-да. Именно доза. Не зачерпнул сколько душеньке захочется и размазал «тонким слоем» по пораженному месту, а нанес именно туда куда следует, и…

  • Рекомендации по диагностике и контролю узлов щитовидной железы

    ... от Американской ассоциации клинических эндокринологов 1. Диагностика: - узлы ≤ 5 мм следует контролировать только с помощью УЗИ; -…

  • «Рука – лицо» как вредная привычка.

    Проявляя или имитируя эмоции, да иногда и просто так, машинально, мы часто касаемся руками лица.Привычка опираться щекой на руку, сидя перед…

  • Молекулярная медицина

    Для самообразования, сохраню. Молекулярно-диагностические тесты в онкологии: какие? кому? когда? зачем? Молекулярная медицина в онкологии проф.…

  • Не устаревает!

  • Смотрим...видим!

    Anatomy Of a Chest X-Ray - How to Read a Chest X-Ray

  • О "романтике" зимнего загара

    Зима, солярий торжествует… …и совершенно напрасно! Желание выглядеть загоревшим и в зимние месяцы понятно, однако, дерматологическая наука…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments